Сновидение как метафора

Сновидение как метафора

Половину нашей жизни мы спим. То есть, образно говоря, если человек живет 80 лет, то на самом деле надо считать, что это 40 лет — остальное время он проводит в каком-то ином, сумеречном, пространстве. Такое распределение нашей жизни выглядит довольно-таки нерационально. Но радует хотя бы то, что в этом ином пространстве человек может проводить время весьма интересно и участвовать в совершенно фантастических событиях. Так от отдыхает от скучной повседневности.

Клод Верлинд "Сон"

Клод Верлинд «Сон»

Сон и сновидение интересовали людей издревле. И, в первую очередь, интересовала метафоричность сновидений, то есть их иносказательность, фигуральность. Любой сон, даже максимально приближенный к реальности, всегда несет в себе черты нереального и всегда требует какого-то истолкования. Именно на этом основывался, например, Зигмунд Фрейд, когда пытался проникнуть в глубины психики и выявить потаенные страхи и желания своих пациентов.

Он выяснил, что спрятанное в подсознании человека, во время сна обнаруживает себя в виде самых разных образов, причем те или иные мысли и желания ассоциируются с вполне конкретными образами.

Жозефина Уолл "Сновидения"

Жозефина Уолл «Сновидения»

Проще говоря, если женщине постоянно снится, например, Эйфелева башня, или, скажем, водокачка, то Фрейду было совершенно ясно, что это фаллический символ, а женщина, видимо, тайно мечтает лицезреть в волнующей близости отнюдь не башню… Но почему бы ей не видеть во сне непосредственно тот предмет, который ей интересен?! Потому что сознание стремится вытеснить нежелательный смысл сновидения, маскируя его под иные образы.

То есть возникает та самая метафоричность, для которой свойственен распространенный прием, используемый в литературе — транспозиция, а проще говоря — сдвиг, смещение. То есть наши желания во сне как бы оцензурируются.

Карл Брюллов "Сон монашенки"

Карл Брюллов «Сон монашенки»

Как писал ученик Фрейда Карл Юнг, благодаря метафоричности сновидений наше сознание оказывается защищенным от тех ударов, которые способна нанести жесткая рациональность. Кроме того, это касается не только индивидуального бессознательного, но и коллективного, проявляющего себя в архетипах. Они тоже проникают в сны.

Метафоричность сновидений интересовала, конечно, не только фрейдистов. Задолго до их появления средневековые мыслители, например, толковали сын как своего рода связующие каналы между сферой реального и божественного. Те сны, которые исходят от Бога, порой образно раскрывают его волю, и отсюда — вера в вещие сны. Впрочем, эта вера возникла в глубокой древности, задолго до появления христианства.

Генри Фюзели "Ночной кошмар"

Генри Фюзели «Ночной кошмар»

Испытывая во сне самые разные состояния, часто совершенно фантастические, проснувшись, человек поневоле задумывается о приснившемся. Возвращаясь в повседневность, мы стараемся расшифровать сны, исходя из понятий реальной жизни. Интерпретация сна — это анализ его метафор. С одной стороны, психоаналитики говорят, что есть довольно точные сновидческие метафоры, корни которых лежат в архетипах и в аналогии, когда вытесняемые образы обретают иную форму. Но, с другой стороны, вряд ли любой образ из сна непременно показывает что-то затаенное. Иногда это может быть и прямой текст.

Например, если вчера подумал, что пора съездить к морю, а ночью снится море — ясно, что это выражение четко осознанной мысли без всякого иносказания.

Спасибо за прочтение!!!))

2364
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...