OUTLAST обзор игры
Последние годы игровую индустрию серьезно штормит — бюджеты растут, покупатель капризничает, а ПК-гейминг все никак не может умереть. Каждый второй крупный релиз является продолжением или ремейком, рассчитанным на кооперативное прохождение и снабженным отдельным DLC с вырезанной финальной главой. Но если вы думаете, что от этого становится грустно одним только пользователям, то ошибаетесь — многие разработчики тоже не в восторге.
В частности, те из них, кто когда-то приложили руку к Prince of Persia, Uncharted и Assassin’s Creed. Небольшая группа отважных ветеранов индустрии захотела поработать в свое удовольствие и основала студию Red Barrels. Как сказано в анонсе, ребята будут заниматься исключительно «потрясающими синглплеерными проектами», первым из которых стал Outlast — инди-хоррор, претендующий на звание полноценного AAA-хита.
Ты встретишь меня на станции, расталкивая тела
В основе игры лежит модная сегодня стилистика «мокьюментари», то есть псевдодокументального кино. Главный герой — из тех журналистов, которые вечно занимаются скандальными расследованиями и снимают репортажи в горячих точках. На этот раз информаторы рассказали о восстановленной психбольнице, коей заправляет нечистая на руку компания. В поисках сенсации наш Пуаро решил туда наведаться — разумеется, с камерой, разумеется, ночью.
Естественно, репортеру оказывают самый теплый прием. Уже через несколько минут хождения по верхним этажам выясняется, что в здании творится какой-то хаос: охранники лежат замертво, столовая полыхает, пациенты гуляют без рубашек, а тихий час не соблюдается. Провести нас через этот ад согласился местный священник — личность весьма сомнительная, но хотя бы не слишком агрессивная. Именно с его помощью предстоит выпутаться из ряда опасных ситуаций, обнаружить кое-что неожиданное, а в конце разобраться, с чего началось все безумие.
Не дайте себя обмануть клейму «инди-ужастик» — Outlast способна предоставить полноценное приключение на 4—6 часов. Сюда входят экскурсия по различным корпусам больницы, близкие контакты с несколькими харизматичными персонажами, несколько самых настоящих сюжетных арок и вполне законченная история. Хотя с последней могут возникнуть трудности — как в любом расследовании, до сути придется докапываться. Не говорите, что вас не предупреждали: без методичного сбора и чтения всех валяющихся документов концовка может вызвать одно только недоумение.
Небольшая продолжительность игры обусловлена очень плотной концентрацией контента. Постановка здесь на высочайшем уровне: события развиваются стремительно, локации и игровые ситуации сменяют друг друга в бешеном темпе, а количество «взрослого» содержимого в кадре растет ежеминутно. Такая режиссура очень стройно вписывается в общее настроение — герой загнан и напуган, а потому постоянно куда-то движется и всеми силами пытается покинуть жуткое место.
Но слишком торопиться при прохождении все-таки не стоит. Авторы как раз из тех людей, которые предпочитают проработать до мелочей одну комнату, вместо того чтобы делать три. Количество деталей, прости господи, как в бюджетной версии The Last of Us. Поэтому и прохождение может серьезно затянуться: на просторах лечебницы есть масса необязательных для посещения уголков, в которых попадаются забавные сюрпризы. А благодаря выдающейся работе дизайнеров игрок рискует «залипнуть» около одного-единственного статиста, который бьется головой о стены.
Свет! Камера!
Как пишут в дурацких книжках, «никогда не забывай о том, кто ты есть». Вот и главный герой, несмотря на обстановку, помнит, что он пришел за сенсацией, а потому не выпускает из рук видеокамеру. Собственно, с ее помощью и нагнетается большая часть атмосферы, причем гораздо менее тривиально, чем это было в Slender: The Arrival.
Повествование ведется именно от первого лица. На манер Mirror’s Edge в кадре постоянно мелькают собственные руки и ноги, персонаж свободно касается ближайших стен, а уж в видеороликах машет конечностями активнее некуда. Камера же вынимается по нажатии отдельной кнопки: на экране тут же появляется интерфейс, заряд батареи и счетчик отснятого материала. При этом одна рука из обращения выпадает — двери придется открывать левой, а на карнизах висеть не получится совсем.
Съемка нужна по двум причинам. Во-первых, на камере есть ночной режим, который позволяет видеть в темноте (вот только батарейки быстро садятся). Во-вторых, герой все-таки журналист, а потому делает в дневнике кое-какие пометки — но только в том случае, если произошедшее было записано на пленку. Получается своеобразный элемент расследования, ненавязчивый и приятный. Плохо то, что эта видеокамера — наверное, единственная оригинальная идея, которой могут похвастаться авторы. Несмотря на качество исполнения, геймплейно игра представляет собой обкусанную версию Amnesia. Дословно.
Подопечный хронически безоружен, а потому единственный способ избежать неприятностей — сваливать в любой непонятной ситуации. И ладно бы два шага в ближайшую тень! Нет, преследователи настырны и не успокаиваются до тех пор, пока геймер не спрячется в шкаф или под кровать. А там уж как повезет — могут и случайно обнаружить. Коридоры при этом построены кругами (так что бегать можно бесконечно), а преследователей почти никогда не бывает больше одного.
Слабая сторона игры в том, что больше в ней ничего нет, а возможности убегать и лазить по шкафам для полноценного проекта маловато. Однако скупость пытаются компенсировать: на уровнях масса неагрессивных статистов, локации построены максимально разнообразно, преследователи ведут себя по-разному, а между двух «открытых» эпизодов достаточно линейных коридоров с сочными скриптовыми сценками, чтобы не заскучать.
Под большим вопросом оказывается и хоррор-ценность игры. Человек, бывавший в упомянутой Amnesia, почувствует себя как в детском саду: уровни маленькие, положение врагов всегда ясно, неожиданностей почти нет. Действительно страшно здесь только первые полчаса, потом же начинается чисто механический паркур через пружинящие кровати. Здесь все еще жутко интересно и любопытно — персонажи, декорации, — но со стороны процесс выглядит даже страшнее, чем есть на самом деле.
Red Barrels хочется поздравить с отличным дебютом. У их игры есть серьезные недостатки: невнятная сюжетная часть, недобитая «пугательная» составляющая, «заимствованный» геймплей. Да и хваленая некстген-графика съедает больше системных ресурсов, чем производит впечатления.
Но тем не менее это тот самый «потрясающий синглплеерный проект», который нам обещали. Outlast — насыщенное приключение, в котором профессионализм ощущается на каждом шагу. Здесь очень много нетривиальных решений и огромное внимание уделено мелочам. Единственная проблема в том, что играется это все до боли знакомо: скорее как дважды изумительная модификация, чем как самостоятельный проект.
Плюсы: детали; дизайн; постановка; пожалуй, лучшая реализация видеокамеры в играх.
Минусы: дубовая геймплейная механика; мутный сюжет; быстро становится совсем не страшно.