О пользе Метафор

О пользе Метафор
   Недавно я стала практиковать простое упражнение, помогающее придумывать метафоры. Так сложилось, что польза от него была настолько очевидной, что меня поставил в тупик простой вопрос знакомого: разве это нужно еще кому-то, помимо писателей? Пришлось серьезно задуматься и составить список преимуществ, которое дает умение придумывать метафоры.

Вот только некоторые сферы, где умение создавать яркие метафоры будет невероятно полезным:

  1. Написание художественных текстов. Да, этим приемом пользуются писатели. Не в последнюю очередь от уровня метафор зависит успех романа. Например, Пелевин является мастером метафор, причем настолько многоуровневых, что порой тяжело их осмыслить.

  2. Педагогика. Современная система обучения наконец пришла к осознанию важности метафор. Они обходят сопротивление мозга и предоставляют простую и понятную картину. Этим приемом пользовался доктор Хаус, им же должен мастерски владеть любой, кто хочет что-то объяснить. Это актуально не только в образовании, но и при публичном выступлении или обычном диалоге. Мы каждый день что-либо объясняем и если научиться создавать метафоры, мысль будет донесена максимально быстро и понятно.

  3. Юмор. Стенд-ап комики, шоумены, комик-группы пользуются этим приемом постоянно. Суть в том, чтобы заметить нечто обыденное и найти связь с чем-то другим, абсурдным или необычным. При этом происходит развитие ассоциативной памяти — и чем более странные у вас ассоциации, тем лучше получаются метафоры.

  4. Саморазвитие. Сюда входит чтение, саморефлексия, размышления и обучение. Мы можем читать битый час о каком-то явлении и не понимать ничего, но стоит придумать яркую метафору, как все станет на свои места. Величайшие философы в своих размышлениях регулярно прибегали к этому приему, причем не только для своих читателей, но и для самих себя.

  5. Повседневное общение. Для того чтобы стать отличным собеседником, нужно много работать над собой и придерживаться определенных правил и советов. И одно из самых главных правил — выразительность речи. Кто станет слушать человека, речь которого суха и пресна? В то время как тот, чьи примеры наполнены яркими метафорами, будет вызывать неподдельный интерес.

Метафоры

Сложность: 10 из 10

Время: от 30 минут

Задача: придумайте метафору с серьезным или комическим уклоном при помощи следующей структуры«… напоминают … потому что …, следовательно …».

Мы каждый день придумываем метафоры, иногда даже не понимая, что это они. Пришло время отнестись к этому процессу осознанно и начать повышать уровень.

Я поставил этому упражнению уровень сложности «10», потому что на первых порах сознательное придумывание метафор и правда представляет трудную задачу. Поэтому будьте готовы к скрипу мозга во время процесса и вооружитесь листом бумаги и ручкой (по опыту знаю, что так намного легче).

Берите любые слова — от предметов до абстрактных. Например:

  • Ананас напоминает инфляцию, потому что …, следовательно …
  • Борода напоминает сицилийскую мафию, потому что …, следовательно …
  • Кетчуп напоминает воздух, потому что …, следовательно …
  • Социальные сети напоминают дождь, потому что …, следовательно …
  • Нежность напоминает клоуна, потому что …, следовательно …

Как уже было сказано, вначале будут серьезные трудности. Как же установить связь между нежностью и клоуном, ананасом и инфляцией? Ответ может прийти неожиданно и сразу в течение секунды, но если этого не случилось, возникает ступор, поэтому нужно разложить понятия по полочкам.

Возьмем социальные сети и дождь. Что мы знаем о социальных сетях? Какие слова можно к ним отнести?

  • Люди;
  • Безделье;
  • Эгоцентризм;
  • Юмор;
  • Реклама;
  • Бизнес.

А какие ассоциации приходят после того, как мы слышим слово «дождь»?

  • Влага;
  • Осень;
  • Грусть;
  • Природа;
  • Сырость;
  • Меланхолия.

  Можем зацепиться за слова «люди» и «меланхолия», получив слово-связку «одиночество». Дождь может означать одиночество, как и социальные сети, где все вроде как окружены сотней друзей, но на деле часто чувствуют себя одинокими.

  Формируем метафору: «Социальные сети напоминают дождь, потому что заставляют людей чувствовать себя одинокими, следовательно, количество знакомых не имеет отношения к качеству социальной жизни».

  Для другого примера придумаем метафору с легким абсурдными эффектом: «Кетчуп напоминает воздух, потому что заполняет все доступное пространство внутри хот-дога, следовательно пористый хлеб убивает вас». Или: «Нежность напоминает клоуна, потому что является вымирающей эмоцией, следовательно, превратите свою жизнь в цирк».

   Помните, что от вас никто не ждет невероятных результатов сразу. Важно довести логическую цепочку до конца и постоянно менять приемы создания метафор. Вы можете ввести любой глагол после словосочетания «потому что …». Например, «потому что помогают понять…», «потому что способствуют». Можете делать совершенно странные выводы после слова «следовательно». Не забывайте о том, что, придумав метафору, высказать ее в беседе вы можете совершенно разным способом: необязательно использовать ту же структуру. В конце концов созданную метафору можно просто нарисовать, доработать, а можно использовать как плацдарм для новой.

  Обретя это умение, вы научитесь видеть связи между двумя несвязанными областями. Величайшие открытия в науке в некоторых случаях были сделаны, когда ученый наблюдал за чем-то совершенно иным и в этот момент мозг моментально находил связи. Мы думаем именно таким образом. Чтобы придумать что-нибудь новое, нужно объединить старое.. В результате вы станете более интересным собеседником, что также немаловажно в наше время.

Желаю вам удачи!

2359
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...