Лидерство в менеджменте
Лидерство– это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Основные отличия менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
1. Администратор | 1. Инноватор |
2. Поручает | 2. Вдохновляет |
3. Работает по целям других | 3. Работает по своим целям |
4. Использует доводы | 4. Использует эмоции |
5. Контролирует | 5. Доверяет |
6. Профессионален | 6. Энтузиаст |
7. Принимает решения | 7. Превращает решения в реальность |
8. Делает дело правильно | 8. Делает правильное дело |
9. Уважаем | 9. Обожаем |
10. План-основа действий | 10. Видение-основа действий |
11.Полагается на систему | 11. Полагается на людей |
12. Поддерживает движение | 12. Дает импульс движению |
Исследования показали, что значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант в реальной жизни встречается очень редко.
Стиль лидерства (руководства) – это устойчивая система способов, приемов, методов воздействия руководителя на коллектив, в которой проявляются личные качества руководителя и особенности коллектива.
Рассмотрим классификацию стилей.
Выделяют три основных стиля руководства:
- авторитарный (директивный, автократический);
- демократический (коллегиальный);
- формальный (либеральный, анархический).
1. Авторитарныйстиль – “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”.
Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия.
Преимущества стиля:
- эффективность и своевременность;
- понятно, кто является ответственным;
- можно осуществлять полномочия власти без запугивания;
- развивает людей, у которых недостаточно опыта;
- дает больше гарантий принятия правильного решения.
Недостатки:
- не способствует профессиональному росту образованных работников;
- некоторым образованным работникам может не нравится или вызывать обиду;
- может привести к текучести кадров, когда люди приобретут достаточный опыт работы.
Этот стиль подходит:
- когда работник приобретает опыт и компетенцию;
- когда работник в определенной мере понимает свою работу;
- когда работника необходимо направлять и содействовать ему.
Демократический стиль –“ Давайте всё решать вместе!”
Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей.
Преимущества:
- способствует привлечению к решению производственных вопросов;
- есть возможность для профессионального роста работников;
- поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.
Недостатки:
- забирает у менеджера много времени;
- тот, кто не справляется со своими обязанностями, может саботировать цели организации в которой работает;
- изменения становятся источником конфликта в организации, и работники могут пытаться не допускать изменений;
- решение большинства не всегда наилучше отвечает интересам организации.
Этот стиль подходит:
- когда работник ознакомлен с заданием;
- когда работник высоко компетентен;
- когда работник и руководитель разделяют идеи и решения.
Формальный – “Коллега – партнер или тот, кто делегирует”.
Преимущества:
- стимулирует профессиональный рост и приобретение опыта;
- поддерживает длительное время производительность труда;
- положительно воспринимается опытными работниками;
- максимально стимулирует творческие усилия.
Недостатки:
- не срабатывает, когда починенные не имеют желания или не могут работать;
- могут возникнуть проблемы в отношениях с сильными личностями, злоупотребляющими властью.
Этот стиль подходит:
- когда работник способен взять ответственность за реализацию и принятие решения на себя;
- если у работника есть интерес и желание принимать и выполнять решения.
Вывод: чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования положительных сторон того или иного стиля.
Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководства по отношению к работникам теорией “Х”.
Согласно этой теории:
- люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
- у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
- больше всего люди хотят защищённости;
- чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Представления демократического руководителя о работниках отличаются от представлений автократического руководителя. Мак Грегор назвал теорией “У”.
Согласно этой теории:
- труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
- если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
- приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением целей;
- способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Также классифицировать стили руководства можно путем сравнения авторитарного демократического континуумов.
Ренсинс Лайкерт и его коллегиразработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда в различных организациях.
Исходя из этого Лайкерт выделил 2 стиля:
- Руководитель, сосредоточенный на работе (руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда.
- Руководитель, сосредоточенный на человеке делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, считается с нуждами работников и поощряет профессиональный рост.
Вывод: на основании своих исследований Лайкерт сделал вывод, чтостиль руководства будет неизменно ориентированлибо на работу, либо на человека. Позже ученые вывели, что стиль руководителя может ориентироваться и на работу, и на человека.
Ренсинс Лайкерт выделил 4 стиля лидерства, которые позволяют подчиненным участвовать в принятии решений:
- Эксплуататорско — авторитарный.
- Менеджер свое решение навязывает подчиненным. Мотивация осуществляется с помощью угроз. Высшие уровни менеджмента несут большую ответственность, в то время как низшие практически не несут ее вообще. Плюс недостаточная коммуникабельность.
- Благожелательно- авторитарный.
- Менеджер относится к подчиненным снисходительно, мотивация осуществляется уже на основе вознаграждения. Управленческий персонал несет определенную ответственность, но это касается в основном среднего уровня. Плюс малая коммуникабельность и ограниченность групповой работы.
- Консультативно — демократический.
- Менеджеры советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать всё лучшее, что они предлагают. Мотивация уже не только за счет вознаграждения, но и за счет подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются сверху вниз и снизу вверх. Плюс средние возможности групповой работы.
- Демократический (система группового участия).
Менеджеры полностью доверяют подчиненным. Мотивация – за счет экономического вознаграждения, основанного на целях организации. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации. Существует много коммуникабельных связей и большие возможности групповой работы.
Классификация стилей лидерства была предложена Робертом Блэйком и Джейн Мутон из Техасского университета. Они представили её в виде управленческой сетки или решетки, которая включает 5 основных стилей руководства.