Виды флешмобов
Виды флешмоба
Через некоторое время после появления понятия флешмоба стали появляться формы его проведения и сценарии, не соответствующие изначальным правилам акции. Флешмобом стали называть любую акцию, в которой участвует конкретное количество человек.
Общие черты всех подобных акций: неожиданность для зрителей и стремление сделать что-либо вместе. Причём эти флешмобы могут быть стихийно организованы: через интернет и мобильные средства связи.
Рис. 1. Пример действия участника флешмоба: человек спотыкается
Рис. 2. Пример действий участников флешмоба: человек пытается завязать шнурки
Рис. 3. Пример действий участников флешмоба: человек наклеивает на стену объявление
Поэтому флешмоб в его первоначальном варианте (как спланированная акция, участники которой внезапно появляются в общественном месте и в течение нескольких минут выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания, после чего быстро расходятся и делают вид, будто ничего не было), сегодня называют «классическим».
Неклассические видов флешмоба можно выделить
1) акции, которые сохраняют развлекательный и «бескорыстный» характер (арт-моб, фарш, и др.);
2) акции, которые принципиально отличаются от классического флешмоба (политический флешмоб, рекламный флешмоб и т.д.).
Спорным остаётся вопрос — к какому виду можно отнести флешмобы, которые, например, носят развлекательный характер, но организованы по всем правилам флешмоба, или в которых отсутствует элемент неожиданности (ведь именно на этом принципе основаны все флешмобы).
Классический флешмоб
Главная цель классического флешмоба — удивить случайных прохожих, но при этом не создавать негатива, агрессии или хохота. Цель — вызывать недоумение. На этой грани трудно удержаться. Например, некоторые флешмобы бывают неудачными — акция 2014 года «Облей себя водой» (в поддержку людей с редким заболеванием нервной системы), как впоследствии оказалось, для некоторых участников оказалась провальной. Именно поэтому классический флешмоб в чистом виде встречается редко.
Варианты классического флешмоба
Рис. 5. Пример действий фаршеров: человек выливает пиво в унитаз
Рис. 6. Пример действий фаршеров: человек «плывёт» по тротуару в маске и ластах
Реальный флешмоб («неспектакльный» моб, «нонспектакулярный» моб, Х-моб)
В задачи реального флешмоба не входит удивить зрителей. На первом месте — ощущения самих мобберов. Их действия приближены к обычным, повседневным. Цель — вызвать у прохожих целый спектр эмоций: от повышения настроения до ощущения «помешательства» для того, чтобы зрители почувствовали нереальность всего происходящего.
Примеры действий участников реального флешмоба
- спотыкаться (рис. 1);
- проверить, есть ли мобильный телефон в кармане (достать его, положить обратно);
- прикуривать от зажигалки, поворачиваясь спиной к ветру;
- изучать чек у входа в магазин, шевеля губами, что-то подсчитывая в уме и закатывая глаза;
- пытаться завязать шнурки (рис. 2);
- стараться застегнуть/расстегнуть молнию на куртке/ширинке/сумке;
- отряхивать одежду;
- переписывать телефон с рекламного объявления;
- наклеивать объявление на стену/дверь/столб (рис. 3);
- увлечённо нажимать на ходу «клавиши» мобильного телефона;
- взболтать пиво в бутылке, а потом «случайно», при открывании, им облиться и т.д.
Арт-моб (моб-арт)
Арт-мобы — это акции, несущие художественную и эстетическую ценности. Как следствие, такие флешмобы организовать сложнее, чем реальные, поскольку моб-артам предшествуют репетиции, у них есть режиссёры. Участники акции используют реквизит. Такой вид акций нацелен на зрелищность. 14 сентября 2008 года в Челябинске прошёл арт-моб «Челябинск улыбается миру». Мобберы (от 3 до 6 тысяч человек) выстроили 80-метровый «смайл», который вошёл в Книгу рекордов России как самый большой в истории. Акцию снимали на видео- и фотокамеры с вертолёта. Флешмоб зафиксировал спутник Google.
Танцевальный флешмоб
Сценарий акции, как правило, строится следующим образом: мобберы скрываются в толпе, один из них включает музыку, несколько человек начинают танцевать, затем к ним присоединяются остальные.
Самая необычная танцевальная акция — флешмоб памяти Майкла Джексона, прошедший в одной из тюрем на Филлипинах в 2011 году. Более 1500 заключённых одновременно танцевали под хиты Джексона из альбома «Триллер» («Triller»).
В Москве флешмоб прошёл на ВВЦ (на площади перед павильоном № 57) 29 августа 2009 года. Он был приурочен ко дню рождения Майкла (29 августа 1958 года). Более 300 мобберов в костюмах оживших мертвецов исполнили танец на композицию Джексона «Триллер» («Thriller»). Репетиции проходили в течение месяца. На акции присутствовали представители СМИ и сотрудники правоохранительных органов, которые оцепили площадь.
Экстрим-моб
Флешмобы, носящие экстремальный характер. Нарушают некоторые моральные устои, могут содержать мелкое хулиганство и провокации прохожих. Пример подобного флешмоба: «бой подушками». Всегда нужно учитывать возможные последствия таких флешмобов: от агрессии случайных прохожих до попадания в отделение полиции за нарушение общественного порядка и хулиганство.
«Долгий моб» (L-моб)
«Долгий моб», L-моб или «лонг-моб» (от англ. long – длинный, долгий) — набор заранее оговорённых действий, которые участники акции могут совершать в любое время в любом удобном месте. Например, флешмоб «Мелки» (рис. 4).
Мобберы обрисовывают мелом на земле, асфальте любые предметы: окурки, бутылки, камни, скамейки, люки, столбы, бомжей, автомобили, тени и т.д.
Флешмоб может происходить в течение недели. В результате однажды утром люди увидят город «обрисованным», что вызовет интерес, «неверие своим глазам» и сомнения в собственной адекватности.
Весёлый моб (фан-моб)
«Фан-моб» (от англ. fun – весёлый) или «цирк» — массовый «прикол». Правила флешмоба обычно не соблюдаются, поскольку у моберов иногда нет ощущения заранее спланированного флешмоба. Часто весёлые мобы участники решают спонтанно провести после основной акции.
Пример фан-моба: «Живой паровозик». По улице (проспекту) двигается колонна людей, к ним по ходу движения «прицепляются» новые мобберы. В конце проспекта «паровозик» распадается, участники акции расходятся.