Что такое Метафорический интеллект и зачем он нужен?

Что такое Метафорический интеллект и зачем он нужен?
 Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении. Способность человека нестандартно решать задачи и выражать мысли с помощью метафор называется метафорическим интеллектом. Когда вы метафорически выражаете свою речь, вы создаёте целый спектр образов и ассоциаций, включаются оба полушария мозга — рациональный и творческий. 

   Чтобы креативно справляться с задачами, которые подбрасывает нам жизнь (вы заметили тут метафору? :)), нужно развивать способность соединять по-новому, на свой лад все накопленные факты, мысли и чувства. Процесс, с помощью которого мы трансформируем значение одной вещи в нечто другое, представляет собой одну из важных особенностей человеческого интеллекта. Без символов, способности их понять не было бы ни письменности, ни чисел, ни драматического искусства, ни живописи.

   MQ так же важен, как IQ. Умеете ли вы распознавать и создавать метафоры? Возьмем, к примеру, такой вопрос: «каньон по отношению к мосту есть то же самое, что гора по отношению к..

  • (а) пещере, 
  • (б) карьеру, 
  • (в) вершине, 
  • (г) горному хребту, 
  • (д) туннелю». 

   Вопрос направлен на то, чтобы проверить способность видеть связи там, где они явно не просматриваются, и затем их воссоздать. Мост позволяет переправиться на другую сторону каньона точно так же, как туннель позволяет попасть на другую сторону горы.

  Давайте потренируем метафорический интеллект и попробуем выполнить следующие семь упражнений. Они не определят ваши умственные способности, но помогут увидеть метафоры вокруг себя, что, в свою очередь, может изменить ваше мышление.

  1.Сколько образов и предметов вы можете увидеть, наблюдая за облаками в течение трех минут?

 2.Выполняя «бессмысленную» домашнюю работу, например мытье посуды, постарайтесь стать ритмом этого процесса. Каким будет этот ритм, когда вы трете, моете, полощете? Напойте ритм. Дайте ему название. Какая еще «бессмысленная» домашняя работа имеет похожий ритм? Это звуковая метафора объекта или занятия.

 3.Выделите механический звук, например тиканье поворотного сигнала в автомобиле, и сымитируйте его. Запомните ритм, отбейте его внутри себя и затем сымитируйте его в разговоре. Теперь распознайте его в речи других людей. Понаблюдайте, как мир начинает двигаться под ваш ритм. 

   Подобное произошло с Твайлой в такси по дороге на репетицию. Сигнал поворота напомнил ей детей, скачущих через веревку под ритм считалки. Мысли направились к танцорам, стоящим на противоположных концах линии на сцене. Этот образ Твайла испробовала на репетиции, пока он еще звучал в голове. И все это благодаря сигналу поворотника.

  4.Исследуйте лингвистические корни слов. Куда это вас приведет? Как глубоко в прошлое вы должны зайти? О чем вы подумаете, когда докопаетесь до первоисточника? Например, в слове «трагедия» заложен корень греческого слове τράγος (трагес), что означает «козел». в древности этих животных приносили в жертву богам. 

  По легенде, несколько козлов забрели как-то в виноградник богов и объели с него листья, сильно их этим прогневив. Козлы были осуждены и приговорены. Со временем греки решили, что лучше поберечь полезных в хозяйстве животных, и вместо кровавых жертвоприношений придумали ритуалы и спектакли, призванные ублажать богов. Герои этих спектаклей, в честь козлов названных трагедиями, приняли на себя вину козлов, став козлами отпущения.

 5. Найдите два произведения искусства, которые вы можете связать друг с другом. В чем их связь? Когда вы сопоставляете работы и начинаете видеть их в новом свете, то они начинают в какой-то мере принадлежать и вам. 

   Однажды Твайла оказалась на грандиозной выставке картин пикассо и Матисса, где были блестяще продемонстрированы невероятные параллели между работами двух художников. Но больше, чем эти сравнения, её поразило внезапное осознание того, что Матисс никогда не создал бы в свой поздний период бумажные силуэты, если бы не юношеские бумажные коллажи Пикассо, сделанные тридцатью годами ранее. Соединение работ двух авторов показало правду. Это метафора выборки.

  6. Взгляните в лицо нарциссу. Попытайтесь увидеть другого человека в своем образе, затем, наоборот, — себя в образе этого человека. Представьте, как бы вы жили, если б имели личные качества этого человека (внешний вид, вкус, наклонности) или этот человек имел ваши. 

  Это метафора эмпатии. И она очень распространенная. Это то, что называется «влезть в чужую шкуру». Люди поступают так ежедневно.

  7.Подбирайте метафоры для всего, что происходит в вашей жизни. На что похоже ваше сегодняшнее утро? Как ведёт себя начальник? На что похож дом напротив? Оживляйте события, эмоции и мысли метафоричными яркими образами. Жизнь станет ярче.

2367
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...