Владимир Машков
Сегодня Владимир Машков занимает свое особое место в российском кинематографе, причем, не только как актёр, но и как талантливый режиссер. Кроме соотечественников, его игрой восторгались зарубежные зрители, ведь его одного из всех артистов активно и постоянно приглашают на съемки в Голливуд. В его творческой биографии была даже номинация на знаменитого «Оскара». У него очень много запоминающихся персонажей, которые в буквальном смысле ушли в народ. Картины, в которых снимался Владимир Машков, стали настоящими шедеврами, их любят, помнят, цитируют.
Известность к актёру Владимиру Машкову пришла после съемок в картинах «Лимита», «Вор», «Кандагар», «Ликвидация».
Детство и юность
Родился Владимир Машков 27 ноября 1963 года в Туле, в актерско-режиссерской семье. Отец Лев Машков служил актером в Новокузнецком кукольном театре. Мама Наталья Никифорова имела три диплома о высшем образовании — актёрском, режиссерском и театроведческом, владела несколькими иностранными языками. У Владимира был старший брат Виталий Никифоров, от маминого первого мужа. Он умер в 2018-м от инфаркта, жил в Новокузнецке.
Такая неординарная внешность и неугомонный характер достались Владимиру от его бабушки, итальянки из Швейцарии. В свое время она оказалась в Москве, и там повстречала свою судьбу – Никифора Иванова. У них был очень бурный и страстный роман, ради которого итальянка забыла о родине, и навсегда поселилась в русской столице. Вскоре у супругов родилась дочь Наталья, ставшая впоследствии мамой Владимира.
Жизнь Натальи была полностью посвящена кукольному делу, она занимала должность режиссера в московском театре кукол, и стала автором научной работы в этой области искусства. Прежде чем издавать её, женщина решила проконсультироваться с Сергеем Образцовым, настоящим корифеем кукольного дела. Образцову работа очень понравилась, он сказал, что поможет с изданием книги, но поставил жесткое условие – его имя должно значится в списке соавторов. Наталья наотрез отказалась от этого предложения, и тогда услышала угрозу от прославленного маэстро, который сказал, что он «перекроет ей кислород», и не даст работать дальше. Вскоре он привел обещание в дело, и Наталья была вынуждена бросить столицу, и уехать в Тулу.
Там она и встретила свою судьбу – Льва Машкова, но не стала бросаться с головой в новые отношения. Она уже успела побывать замужем, родить сына, и даже развестись, и поэтому боялась новых отношений. Но вскоре Льву удалось растопить лед, Наталья согласилась стать его женой, и родила сына. Владимир был поздним ребенком, когда он родился, папа перешагнул через сорокалетний юбилей, а маме было тридцать девять.
Через несколько лет после рождения второго сына, Наталья получила предложение возглавить Новокузнецкий кукольный театр, и семья в полном составе переехала на новое место жительства.
В шестилетнем возрасте мальчик перенес тяжелую форму менингита, и это стало самым трудным периодом его жизни. На протяжении четырех месяцев ему пришлось лежать на спине, и принимать уколы в ноги. У него постоянно болела голова, и мама старалась облегчить страдания сына с помощью розового масла. После выписки из больницы, он учился ходить заново.
Володя рос независимым и свободолюбивым. То ли это бабушка-итальянка передала ему свои гены, то ли Сибирь-матушка с ее необъятными просторами так подействовала на мальчика, но учиться он совершенно не желал, практически все свое время проводил во дворе, с такими же как он мальчишками. По поведению ему постоянно ставили «неуды», и это никого не удивляло. Единственные предметы, которые пользовались уважением Владимира – музыка и биология. Парень отрастил волосы, освоил игру на гитаре, его кумирами был Пол Маккартни и Сьюзи Кватро. Одно время он мечтал связать свою жизнь с биологией, и тащил в дом всю живность, какая попадалась во дворе. У него дома жили ворона, черепаха и бесчисленное количество грызунов. Достаточно часто бывал мальчик и в кукольном театре, наблюдая из-за кулис, как работают родители. Ближе к выпускным классам он всерьез заинтересовался театром, и вскоре уже участвовал в его постановках.
Конец 70-х ознаменовался для семьи новым переездом. На этот раз Машковы поселились в Новосибирске, где Владимир стал студентом биофака местного университета. Проучился он ровно год, и этого хватило, чтобы понять ошибочность своего выбора. Владимир понял, что его привлекает сцена, и отправился в Новосибирское театральное училище. До получения диплома дело не дошло, после очередной драки в 1984-м его отчислили за недостойное поведение. Машков решил попытать счастья в Москве.
Владимиру повезло, он с первого раза стал студентом Школы-студии МХАТ, и попал в мастерскую к Михаилу Тарханову. И снова Машкова отчисляют после первого года обучения, и снова причиной стала драка. На этот раз он заступился за незнакомую девушку, но этот благородный порыв в ректорате МХАТа не оценили, и издали приказ об отчислении. Машков нашел себе работу декоратора в той же Школе-студии, а на следующий год поступил снова, на этот раз к Олегу Табакову.
Фильмы
Олег Табаков был единственным, кто поверил в Машкова, остальные члены комиссии были категорически против его восстановления, некоторые даже называли его убийцей, и не хотели видеть в рядах студентов. Но с легкой руки Табакова вскоре все поняли, что Машков действительно талантливый актёр. После получения диплома, Владимир оказался в театре Табакова, и получил роль в постановке «Матросская тишина». Он сыграл Абрама Шварца, и сумел доказать, что обладает невероятным талантом и мастерством перевоплощения.
В 1989-м Владимир Машков дебютировал в кинематографе. Он снялся в картине «Зеленый огонь козы», режиссера Анатолия Матешко, и буквально с первой работы запомнился зрителям. После этого его пригласили в ленты «Любовь на острове смерти» и «Делай – раз!». Затем был целый ряд успешных проектов, которые благодаря его участию стали настоящими произведениями искусства и очень хорошо запомнились зрительской аудитории.
Режиссерский дебют Владимира Машкова состоялся в 1992-м, когда он выпустил две постановки в родном театре. Ему очень понравилось заниматься новым для себя делом, поэтому через два года он стал режиссером спектакля «Смертельный номер» и постановки «Трехгрошовая опера», которая прошла в театре «Сатирикон».
Известность к Владимиру Машкову пришла в 1995-м, когда он сыграл в картине «Американская дочь», снятой режиссером Кареном Шахназаровым. В 1996-м Машков стал Заслуженным артистом РФ.
В 1997-м режиссер Павел Чухрай предложил Машкову роль главного героя в ленте «Вор». Ленту выдвинули на «Оскар» и «Золотой глобус», номинировав ее как лучший фильм на иностранном языке.
В 2001-м Владимир Машков впервые оказался на съемках за рубежом. Его позвали в ленту «Американская рапсодия», где партнершей артиста стала Настасья Кински. Потом был проект «Танцы в «Голубой игуане» и сотрудничество с Дэрил Ханной. За этим последовали еще несколько очень удачных проектов, снятых американо-немецкими режиссерами.
Одной из самых значимых картин в биографии артиста стала лента «Давай сделаем это по-быстрому», над съемками которой трудились французские, немецкие и английские режиссеры. В этой ленте Машков очень органично влился в образ эмигранта из России Олега Волкова, который владеет миллионным состоянием, причем в долларовом эквиваленте. Его жизнь – сплошные вечеринки, проститутки и азартные игры.
О такой жизни, как у него, мечтают все его соотечественники, но он уже смертельно устал, и хочет просто спокойствия. Он становится владельцем недвижимости в Голливуде, куда планирует забрать мать и брата. В это время он знакомится с девушкой, которая роковым образом изменит его судьбу. Эта роль принесла Машкову награду на XXIII Московском кинофестивале.
Зарубежная карьера артиста продолжает успешно развиваться. В России Машков тоже очень востребован и иногда получает по несколько предложений одновременно. Его зовут и в сериалы, и в полный метр, причем в основном предлагают роли ключевых героев. Внешние данные артиста не всегда соответствуют представлениям о супергерое, но, тем не менее, его все чаще приглашают на роли в проекты о войне и детективы.
В 2002-м фильмография артиста пополнилась картиной «Олигарх», которую снял режиссер Павел Лунгин. Картина рассказывает о реальных событиях, хотя имена героям изменили. Сюжет затрагивает те годы, когда в России началось тотальное обнищание одних слоев населения и одновременно нереальное обогащение других.
В 2003-м Машков примерил на себя образ миллионера Парфена Рогожина из фильма «Идиот», в основу которого легло произведение Достоевского.
В 2004-м Владимир снова стал Абрамом Шварцем в ленте «Папа». Этот же образ он воплотил на сцене театра в постановке «Матросская тишина». Автором сценария и режиссером этой картины тоже был Машков. Этот образ принес артисту приз кинофестиваля «Окно в Европу», проходившего в Выборге. Номинация – лучшая мужская роль.
2006-й год добавил в творческое наследие Машкова картину «Охота на пиранью», где ему достался образ главного героя Кирилла Мазура, которого все называют Пираньей. Он офицер спецназа ВМС, должен вместе с напарницей найти на дне Мертвого озера затопленную лабораторию, уничтожить все научные разработки, включая и капсулы с ядом.
Задание практически выполнено, но вместо девяти ядовитых капсул найдено только семь. У напарников возникает подозрение, что их забрали ранее и сейчас они находятся в нечестных руках.
В 2007-м Владимир Машков снялся в масштабном проекте, получившем название «Ликвидация». Ему досталась роль Давида Гоцмана, заместителя начальника угро в Одессе. Актёру удалось очень органично перевоплотиться в этот образ, он сумел сохранить его колорит и самобытность. Гоцман воюет с бандой «Степные волки», которые занимаются разбоем на военных складах. Кроме этого его очень интересует немецкий шпион по прозвищу «Академик», которому подчиняется весь одесский криминал. Этот сериал тоже имеет реальную основу, и показывает борьбу с криминальным миром в послевоенные годы.
2008-й год принес артисту главную роль в ленте «Домовой». Сюжет картины об авторе детективов, в жизни которого наступили нелегкие времена. Пережить это состояние ему помогает киллер по кличке Домовой, которого и сыграл Машков. После выхода картины Владимир поделился своими размышлениями на тему добра и зла, и сказал, что в каждом человеке есть и плохое и хорошее, и даже наемный убийца может обладать человеческими достоинствами. Роль писателя досталась Константину Хабенскому.
В 2010-м Владимир Машков получил звание Народный артист РФ, и приступил к съемкам в новой картине – «Кандагар». Сюжет переносит зрителей в 1995 год, в город Кандагар, который стал настоящей меккой для террористов. Грузовой самолет из России совершил вынужденную посадку, и весь состав корабля попадает в талибский плен.
Осенью 2010 года гости фестиваля в Торонто могли познакомиться с новой работой Машкова — картиной «Край», где он снова сыграл ключевого персонажа. Его герой – машинист Игнат оказывается в послевоенном сибирском поселке, где нет никаких развлечений, кроме гонок на паровозах. Во время одного из таких заездов, его паровоз выходит со строя, и узнает, что разжиться новой машиной можно на острове, расположенном рядом с поселком. Он незамедлительно отправляется туда, и обнаруживает девочку-немку, которая скрывалась там всю войну.
В 2011-м Владимиру Машкову предложили примерить на себя образ императора Николая II в картине «Распутин». Роль самого Распутина досталась Жерару Депардье.
В это же время артист продолжает сотрудничество в Голливудом, и соглашается на роль второго плана в ленте «Миссия невыполнима. Прокол фантом».
В 2013-м копилка Машкова снова пополнилась ключевой ролью. На этот раз фильм назывался «Пепел», и Владимир перевоплотился в капитана красной армии. Вторая главная роль досталась Евгению Миронову.
В 2014-м Машков снова вернулся к теме о Распутине. Но в этом проекте под названием «Григорий Р.» он уже сыграл главную роль.
В следующем году на суд зрителей была представлена картина «Родина», в которой Машкову пришлось перевоплотиться в роль центрального персонажа Алексея Брагина, бывшего военного.
Спустя год Владимир Машков сыграл уже в совершенно другом амплуа. Режиссер Анна Меликян позвала артиста в свою комедийную мелодраму «Про любовь», где он тоже стал одним из главных персонажей.
Владимир Машков сейчас
Весной 2016-го на экраны вышел фильм-катастрофа «Экипаж», где Владимир Машков снова показал все свое актерское мастерство.
Следующей заметной работой артиста стала лента «Дуэлянт», представленную зрителям осенью того же года. Машков перевоплотился графа Беклемишева.
В том же 2016-м Владимир засветился в ленте «Илия Муромец», повествующей о жизни богатыря в мирное время. Роли других центральных персонажей картины достались Таисии Вилковой и Тилю Швайгеру.
В 2017-м Машкова пригласили на съемочную площадку сериала «Налет». Сюжет картины основан на самоубийстве майора полиции, ложно обвиненного и отбывающего наказание в одном из следственных изоляторов Калининграда. Его коллеги решили заняться собственным расследованием, чтобы доказать невиновность, и вернуть ему доброе имя.
В 2017-м завершились съемки картины «Движение вверх», основанной на реальных событиях времен мюнхенской олимпиады 1972 года. Террористы из группировки «Черный сентябрь» устроили теракт прямо накануне соревнований, но это не сломило дух спортсменов, и они приняли участие в этом поединке двух титанов баскетбола.
В финальной битве сошлись команды СССР и Америки. Владимир Машков в этом проекте органично перевоплотился в главного тренера сборной СССР Кондрашина.
После смерти Олега Табакова, Владимир Машков занял его место художественного руководителя «Табакерки». 6 апреля 2018-го его представили труппе, и церемония закончилась аплодисментами.
Избранная фильмография
- 1987 — Кресло
- 1990 — Делай — раз!
- 1994 — Лимита
- 1997 — Вор
- 2000 — Русский бунт
- 2002 — Олигарх
- 2007 — Ликвидация
- 2010 — Кандагар
- 2011 — Распутин
- 2014 — Григорий Р.
- 2015 — Про любовь
- 2017 — Налёт
- 2018 — Медное солнце
- 2019 — Миллиард (снимается)
Режиссерские работы
- 1997 — Сирота казанская
- 2004 — Папа